В рамках деловой программы Международного форума «Российская энергетическая неделя» 3 октября 2019 года успешно проведен круглый стол «Охрана окружающей среды в угольной отрасли: актуальные пути решения проблем» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, администраций угледобывающих регионов, угольных компаний, научного и экспертного сообщества.

Итоги круглого стола «Охрана окружающей среды в угольной отрасли: актуальные пути решения проблем» Международного форума «Российская энергетическая неделя» отражены в информационном письме № АЯ-12705/11 от 28.10.2019г. заместителя министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновского.

«На современном этапе развития человеческой цивилизации каменный уголь остается важным энергетическим ресурсом экономически развитых и развивающихся стран, включая Российскую Федерацию, где угольная отрасль занимает ведущие позиции в реальном секторе экономики и обеспечивает энергетическую безопасность. Благоприятный прогноз стабильного потребления угля в качестве топлива оценивается для мировых рынков в перспективе на 30-35 лет.

При этом горнодобывающее производство относится к числу негативных факторов воздействия на состояние окружающей среды и биологическое разнообразие территорий.

В целях улучшения текущего состояния охраны окружающей среды и решения накопившихся проблем участники круглого стола констатировали необходимость:

  1. Пересмотра нормативов качества сточных вод при регулировании вопросов сброса сточных вод природопользователями в сторону смягчения и признания не подлежащими к применению нормативов качества, установленных в настоящее время в рамках нормативов допустимого воздействия на водные объекты при привносе химических и взвешенных минеральных веществ;
  2. Создания рабочей группы при Минприроды России с участием представителей бизнеса для экспертизы действующих в настоящее время, еще не Вступивших в силу и готовящихся проектов нормативов допустимого воздействия для водных объектов по бассейнам рек, с целью недопущения необоснованного ужесточения нормативов;
  3. Разработки законодательного механизма для мотивации недропользователей проводить рекультивацию отработанных нарушенных земель в необходимом объеме и в соответствии с проектом рекультивации на основе наилучших доступных технологий с выраженным экологическим, хозяйственным или социальным эффектом для повышения качества окружающей среды в промышленных районах, восстановления биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения экологической и хозяйственной ценности территорий, бывших в пользовании у недропользователей;
  4. Создания эффективной системы оборота земель в целях достижения восстановления деградированных природных экосистем, улучшения состояния промышленных территорий, системного осуществления экологической реабилитации и улучшения экологических условий для населения, проживающего вблизи промышленных объектов;
  5. Реализации Плана мероприятий по рекультивации отработанных угольных месторождений, предусматривающего совершенствование нормативного регулирования в указанной области, реализацию организационных и технологических мероприятий. Реализация указанных мероприятий позволит достигнуть эффективного и своевременного восстановления хозяйственной и экологической ценности земель, подвергнутых коренному изменению;
  6. Концентрации внимания не только на экономической эффективности внедрения передовых научно-технических разработок, но и на их возможности по обеспечению снижения экологической нагрузки предприятиями угольной промышленности на окружающую среду;
  7. Использования наилучших доступных технологий для восстановления биологического разнообразия при проведении мероприятий по рекультивации нарушенных земель;
  8. Применения цифровых технологий и геоинформационных систем для совершенствования производственного экологического контроля.»